Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным
финансовым операциям». Первоначально законопроект был настолько жестким,
что вызвал острые споры даже в обычно послушной Госдуме. Но итоговый
вариант оказался довольно сбалансированным: банковской тайны в России
больше нет, но нарушать ее можно только по решению суда.
Законопроект был внесен правительством в Госдуму в декабре
прошлого года и вызвал, что называется, шок и трепет. Возмутились даже
видавшие виды депутаты-единороссы, о чем «МК» писал 24 декабря
2012 года. Реакция понятна: в первоначальном варианте документ
фактически давал право любому следователю интересоваться счетами каждого
гражданина. Вот сидит молодой лейтенант, только что выпустившийся из
вуза, и интересуется счетами уважаемого единоросса. А депутат об этом ни
сном ни духом. Тем не менее правительство надавило на ГД, и спорный
законопроект был принят в первом чтении 22 февраля.
Борьба за
документ началась позже. Принять его во втором чтении в марте, как ранее
планировало правительство, не удалось. В конце концов исполнительная
власть тихо признала, что законопроект нуждается в доработке.
В результате во втором чтении он был принят только в начале мая, перед
самыми праздниками.
Третье чтение, как и положено, оказалось
более простым: 11 июня законопроект ушел в Совет Федерации. Там тоже
возникли возражения, сенаторов пришлось уламывать, и на стол президента
документ лег 26 июня. 30 июня ФЗ №134 от 28.06.2013 стал законом. Он
вступил в силу немедленно, почему и был опубликован не в «Российской
газете», а на портале официальной правовой информации в тот же день.
Можно
выдохнуть: в целом законопослушных граждан ничего особо страшного не
ждет. Да, в России отменена банковская тайна, а налоговики и силовики
могут поинтересоваться наличием у гражданина счетов. Но делать это они
смогут только по решению суда. Причем банкиры в ответ на запрос обязаны
сообщить о наличии и текущем состоянии счета, а не представлять выписку о
движении денежных средств по нему. Для получения выписки нужен
отдельный мотивированный запрос с более сложной и также судебной
процедурой согласования. Для его составления и удовлетворения нужно
сначала объявить налоговую проверку в отношении юридического или
физического лица. О чем данное лицо необходимо уведомить.
Запрос
же о наличии и состоянии счета уведомления согласно новому закону не
требует. Казалось бы, кошмар. Но не все так страшно. Суды обязаны
публиковать информацию обо всех рассматриваемых делах и решениях по ним
на своих сайтах. Желаете узнать, нет ли интереса налоговиков и
правоохранителей к вашим счетам? Нет проблем: чаще заходите на портал
госуслуг и пользуйтесь поиском.
Для части граждан это уже стало
чем-то вроде утренней разминки: с этого начинается их рабочий день.
Зарядка полезна для здоровья, в том числе и для финансового. Ну и
вывозимую валюту в аэропорту не нужно забывать декларировать. Теперь
выезжающие за рубеж граждане, забывшие задекларировать вывозимую валюту,
заплатят штраф не в фиксированной сумме от 1 до 2,5 тыс. руб., а в
размере 100% или 200% от незадекларированной суммы.
Единственный
неприятный момент, сохранившийся в законе: драконовская норма о
субсидиарной ответственности руководителей предприятия (например ООО) по
долгам фирмы. Руководство теперь будет отвечать по ее долгам личным
имуществом. Но только по долгам перед государством и только в том
случае, если в суде будет доказано, что банкротство компании случилось
по прямому указанию руководства. Доказать же это настолько сложно, что
есть сомнения в том, что данная норма будет реально работать.
Комментируя
законопроект, представители финансовых властей неоднократно заявляли:
«Он соответствует рекомендациям международных организаций, в частности
ФАТФ, и требованиям G20». Для первоначального варианта законопроекта это
было лукавством. Для вступившего в силу с 1 июля закона это стало
правдой. Схожие нормы действуют в экономически развитых странах, где
государство по решению суда может узнать о гражданине все. Осталась
самая малость: сделать российский суд действительно независимым от
исполнительной власти.
материал: